Ваш город:
Заказать обратный звонок
Алматы
пр. Абая 75, угол Масанчи
+7(727)349-54-00
Алматы
ул. Гоголя, 92
+7(727)349-54-25
Алматы
ул. Байсеитовой, д. 1
+7(727)349-55-25
Главная сайта \ Блог \ Франчайзинг как форма бизнеса
Марина Ткачева
05.09.2016

Франчайзинг как форма бизнеса.

Дословно франчайзинг - это «привилегия». Если говорить научным языком, то под этим понятием подразумеваются особые отношения между субъектами ведения товарно-денежных отношений. Согласно им, одна сторона получает право на ведение бизнеса и оплачивает установленную за это плату второй стороне. Также одна сторона вправе использовать бренд и товарные знаки другой стороны и действовать от ее имени, но не безвозмездно. Для узаконивания таких коммерческих отношений, стороны заключают письменный договор, в котором строго определяется сумма выплат за пользование франшизой.

Исторические факты развития франчайзинга

Прообразом современной системы развития франчайзинга стал процесс продаж швейных машинок Зингера в начале ХХ века. Согласно заключенному договору на территории нескольких штатов Америки разрешалось не только их продажа, но и сервисное обслуживание. Такие договорные отношения имели дистрибьюторскую основу с определенными дополнениями, согласно которым дилер брал на себя ремонт машин. 

Спустя несколько десятилетий в США франчайзинг стал активно развиваться.

В 1930-х гг. развитие франчайзинга пошло на спад. Развиваться с прежней силой такой «аренде» удалось лишь после того, как основатель знаменитой компании МакДональдс решил заняться ресторанным бизнесом.

В Казахстане о франчайзинге стало известно после появления завода «Кока-Кола». Он был открыт турецким арендатором в 1994 году. Этот год стал знаменательным еще для одного франчайзи, а именно гостиницы «Рахат Палас», которая впервые появилась на всей территории Центральной Азии. К концу девяностых годов в стране появилась масса магазинов модной одежды, которые действовали на основании получения франшизы в Казахстане.

Законодательное регулирование франчайзинга в Казахстане

Столь бурное развитие франчайзинга послужило основанием для появления закона «О франчайзинге». После урегулирования всех аспектов на законодательном уровне, франчайзинг стал выгодной сферой для развития бизнеса в Казахстане. Не случайно правительство за свой счет стало организовывать различные конференции и выставки.

Более того в 1999 году в ГК Республики Казахстан была внесена определенная поправка. С этого периода Кодекс стал включать в себя ст.45. В ней, как раз, и говорится о франшизе в Казахстане. Если вы заинтересовались вопросом аренды товарных знаков, то правительством Казахстана разработан закон «О товарных знаках», в котором подробно можно узнать об осуществлении такой операции.

 франчайзинг1.jpg

Преимущества франчайзинга

Несмотря на то, что франчайзинг — достаточно молодое понятие, и для франчайзера и для франчайзи он имеет свои преимущества. Сторона, которая предоставила франшизу, в любом случае получит стабильный доход, хоть и небольшой. Кроме этого спрос и аренда товарного знака компании станет для нее отличной рекламой, которая не требует финансовых вложений.

У франчайзи значительно больше преимуществ. Среди них:

  • Внедрение налаженной бизнес-системы. Скажем, предприниматель приобрел франшизу туристического агентства. При этом в оборот он возьмет уже проверенную модель ведения бизнеса, которая обречена на успех;

  • Естественно франчайзи, в некотором роде, подконтролен франчайзеру. Однако отдав предпочтение такой модели ведения бизнеса, каждый получает реальную возможность открыть свое дело, при этом сохраняя личную самостоятельность;

  • Благодаря франчайзинговой программе появляется возможность открыть партнерскую компанию, стать частью большой корпорации и избавиться от проблем начинающего бизнесмена;

  • До момента инвестирования своих средств, франчайзи имеет возможность ознакомиться с деятельностью франчайзера и понять, подходит ли ему коммерческое предложение действующей компании;

  • Купив франшизу известного бренда, вы получите готовую лояльную аудиторию и потенциальных покупателей, уже заинтересованных в вашем товаре/услуге;

  • Затраты на рекламу снизятся. Они сведутся лишь на популяризацию компании в конкретном регионе;

  • Став партнером франчайзера, франчайзи получит не только систему ведения бизнеса, но и все детальные разъяснения того, как ее использовать, развивать и приумножать доход;

  • Франчайзи, также, будет обеспечен систематическими поставками необходимого товара.

Недостатки франчайзинга

Как и у любого направления ведения бизнеса, франчайзинг имеет свои недостатки. Став частью большой компании франчайзи обязуется следовать определенным правилам. Нередко в договоре франчайзинга можно найти пункт, согласно которому франчайзи должен покупать продукцию и сырье лишь у поставщиков, определенных франчайзером.

Выход из такого бизнеса также связан с определенными трудностями, особенно для франчайзи. Иногда личные средства франчайзи могут использовать не в их пользу. Как бы там ни было, перед началом ведения нового бизнеса, стоит внимательно ознакомиться с представленным договором или разработать личный. Так вы сможете застраховать себя и избавиться от нежелательных последствий.

 

фр.jpg

Словарь используемых терминов

Франшиза — разновидность рыночных отношений между двумя коммерческими субъектами, во время которой одна сторона передает другой право ведения определенного бизнеса, используя собственную модель бизнеса.

Концессия — с латинского переводится как «уступок». Договор о реконструкции за счет инвестора объектов имущества в пользу государства.

Товарный знак — особое обозначение товара, которое может выражаться в изобразительном, словесном или другом виде.

Бизнес-модель — порядок ведения коммерческой деятельности.

Бренд — клеймо, логотип, характеризующий продукт либо услугу, делая узнаваемым среди потребителей.

Дистрибьютор — оптовый закупщик или отдельный предприниматель, который производит закупку группы товаров у крупных производителей для дальнейшего сбыта.

Скидка — денежная сумму, на которую снижается установленная цена товара с целью повышения спроса на реализацию.

Предприниматель — лицо, занимающееся оказанием услуг, торговлей с целью получения дохода.

Лицензирование — разрешение на выполнение определенных действий, которое подтверждается соответствующими разрешающими документами.

Роялти — особый вид компенсации, которая предполагается за использование авторских прав, патентов, франшиз и других разновидностей собственности.

Заявка на подбор тура
Введите страну:
    Отправить заявку в офис:
    Алматы, ул. Шевченко 118, офис 109
    +7(727)357-39-31





     

    Есть вопросы?

    Мы перезвоним Вам в ближайшее время!

    Перезвоните мне!